Меню сайта
Музыка - язык ВСЕЛЕННОЙ!
сайт композитора Владимира Фесенко
Воскресенье, 18.11.2018, 18:01
Приветствую Вас Гость
 
 

Синтез музыки и живописи. Система соотношения между звуком и цветом.

Немного истории.

 

Интерес к соотношению между звуком и цветом зародился в далёком прошлом. И. Ньютон первым из европейцев вплотную подошёл к решению этой проблемы. Считая, что Космос семеричен, а число семь лежит в основе многих явлений природы, он разделил свет на семь цветов: красный, оранжевый, жёлтый, голубой, индиго и фиолетовый цвет. В своей книге «Оптика» (1704 г.) Ньютон представил круг цветов, показывающий взаимосвязь между цветами и музыкальными нотами. В этом круге цвета спектра разделены нотами от красного до фиолетового цвета. Начиная от ноты Ре(D) - красный, оранжевый — Ми(E), жёлтый - Фа(F), зелёный - Соль(G), голубой - Ля(A), индиго - Си бемоль(B) и фиолетовый цвет - До(С).

Примерно через два столетия после И. Ньютона появились композиторы, которые соотносили между собой цвета и звуки. Н. А. Римский-Корсаков и А. Н. Скрябин слышали тональности, окрашенными в различные цвета. Вместе с тем, восприятие тональностей у них во многом не совпадало. Например, Скрябин слышал тональность До мажор в красном, а Римский-Корсаков в белом цвете. Скрябин утверждал тональность Ля мажор как зелёный цвет, а Римский-Корсаков говорил о ясном, весеннем, розовом состоянии, о цвете вечной юности и молодости. Для внесения большей ясности в этот вопрос следует напомнить, что тональность в музыке - это группа различных по высоте звуков, объединённых общим ведущим тоном или тоникой. Разные тональности, нередко, одинаковы по звуковому составу, но имеют различные тоники. Например, До мажор ( до-ре -ми -фа -соль -ля -си) и ля минор (ля -си -до -ре -ми -фа -соль). Кроме того, тональности часто вмещают в себя все 12 различных звуков, потому правильнее соотносить между собой не тональности, а конкретные звуки, как это сделал И. Ньютон в своей «Оптике». Возвращаясь к слуховому восприятию Римского-Корсакова и Скрябина, возможно лучше говорить не «цветном» слухе, а об образно-эмоциональном видении тональностей, которое может меняться в зависимости от конкретного музыкального текста.

Хорошо известно, как много соприкасался с музыкой Чюрлёнис. Он не связывал музыку и живопись через звук и цвет, но часто вносил в свои художественные произведения элементы духа музыки. Отсюда много говорящие сердцу музыканта названия: Соната, Andante, Finale, Fuga и многие другие.

Во второй статье третьего тома «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской очень обстоятельно и подробно раскрывается система соотношения между звуком и цветом. В этой системе звуку До соответствует красный , Ре - оранжевый, Ми - жёлтый, Фа - зелёный, Соль - синий, Ля - индиго и Си - фиолетовый цвет.

 

Музыкальные октавы.

 

Два звука, частота колебания которых относятся как 2/1, образуют чистую октаву. Например, частота колебаний звука До первой октавы равна 261,63 Гц, а частота колебаний До второй октавы - 523,25 Гц., частота колебаний Ми большой октавы равна 82,41 Гц., а частота Ми малой октавы - 164,81 Гц. Звуки записываются на нотоносце при помощи басового и скрипичного ключей. Басовый ключ (первый в пр.№1) обозначает ноту Фа малой октавы на четвёртой линейке, а скрипичный ключ (второй в пр.№1) обозначает ноту Соль первой октавы на второй линейке нотоносца. Посредством ключа Фа записывают низкие, а посредством ключа Соль - высокие звуки. Шкала наиболее употребительных звуков имеет семь октав. В центре музыкального диапазона находится первая октава. Над ней вторая, третья, четвёртая и обычно один звук пятой октавы.

 

 

Ниже первой октавы, соответственно, расположены малая, большая, контроктава и несколько нот субконтроктавы.

 

Названия нот в каждой октаве одинаковые и между собой отличаются лишь названием октавы. Объясняется это тем, что музыканты воспринимают одноимённые звуки как подобные. Таким образом, любая чистая октава состоит из двух подобных звуков. В темперированном строе, являющегося основой современной музыкальной практики, всего 12 различных звуков: семь основных и пять дополнительных. Остальные звуки подобны одному из этих 12 звуков. Если звуки, входящие в чистую октаву, подобны, то тогда и частоты колебаний, относящиеся друг к другу как 2/1,4/1,8/1, 16/1 и т. д., также являются подобными. Отсюда можно сформулировать Закон чистых октав: частоты гармонических колебаний, образующие геометрическую прогрессию со знаменателем равным двум, подобны. Предположив, что этот космический закон универсален, а иначе и быть не может, легко найти подобные частоты между музыкальными звуками и частотой колебаний определённых частей спектра видимого света.

 

Цветовая октава.

 

Цвета видимого света расположены в диапазоне одной октавы(от 400 до 790 ТГц). Начинается эта октава с красного и заканчивается фиолетово - красным цветом. Октаву видимого света можно назвать цветовой. Для того, чтобы найти подобную частоту колебаний в цветовой октаве, надо взять частоту какого - либо музыкального звука и сделать несколько десятков восходящих октавных шагов.

  1. Возьмём частоту До первой октавы. Она равна 261,63 Гц. Последовательно умножим это число на 2 и через 41 октавный щаг получаем частоту равную 575330454350070 Гц или 575 ТГц, что соответствует одной из частот спектра видимого света. Сделаем то же самое с другими звуками первой октавы музыкального строя.

  2. До диез или Ре бемоль ( диез повышает , а бемоль понижает ноту на 1/2 тона) равно 277,18 Гц, получаем 609525265973903 Гц или 609 ТГц.

  3. Ре равно 293,66 Гц, получаем 645765169225400 Гц или 645 ТГц.

  4. Ре диез или Ми бемоль равно 311,13 Гц, получаем 684182105499894 Гц или 684 ТГц.

  5. Ми равно 329,63 Гц, получаем 724864035727606 Гц или 724 ТГц.

  6. Фа равно 349,23 Гц, получаем 767964891536425 Гц или 767 ТГц.

  7. Фа диез или Соль бемоль равно369,99 Гц, получаем 406808307160842 Гц или 406 ТГц. Для того, чтобы остаться в диапазоне цветовой октавы, надо, начиная с Фа диеза или Соль бемоля первой октавы, делать не 41, а только 40 октавных шагов. Это говорит о том, что цветовая октава начинается не с частоты подобной частоте звука До, а с частоты подобной частоте звука Фа диез или Соль бемоль. На это же указывает частота в 406 ТГц, которая относится к началу спектра видимого света.

  8. Соль равно 392 Гц, получаем 431008558088192 Гц или 431 ТГц.

  9. Соль диез или Ля бемоль равно 415,3 Гц, получаем 456627179015373 Гц или 456 ТГц.

  10. Ля равно 440 Гц, получаем 483785116221440 Гц или 483 ТГц.

  11. Ля диез или Си бемоль равно 466,16 Гц, получаем 512548340404060 Гц или 512 ТГц.

  12. Си равно 493 Гц, получаем 543026802726011 Гц или 543 ТГц.

Рассчитаем числовое значение каждого тона хроматической цветовой гаммы видимого света другим способом. Для этого используем постепенное восходящее движение на темперированный цветовой полутон (1/12 часть октавы), путём умножения исходного числового значения (406808307160842 Гц) на. Получаем следующий числовой ряд в ТГц: 406, 431, 456, 483, 512, 543, 575, 609, 645, 684, 724, 767. Этот числовой ряд полностью совпадает с полученными ранее значениями и потому со всей определённостью можно утверждать, что данный ряд из 12 числовых значений тонов видимого спектра образует восходящую темперированную цветовую гамму. Необходимо также заметить, что при умножении 767 ТГц и при делении 406 ТГц на 1.059463 () получаем значения выходящие за пределы спектра видимого света - 812 и 383 ТГц. Все эти 12 частот видимого спектра соответствуют следующим цветам: 406 — красный, 431 — красно-оранжевый, 456 — оранжевый, 483 — оранжево-жёлтый, 512 — жёлтый, 543 — жёлто-зелёный, 575 — зелёный, 609 — зелёно-синий, 645 — синий, 684 — сине-фиолетовый,724 — фиолетовый и 767 ТГц — фиолетово-красный цвет.

 

Как уже говорилось для того, чтобы количество октавных шагов было одинаковым на всём протяжении цветовой октавы, надо начать гамму с Фа диеза. Начнём со звука Фа диез малой октавы, тогда звуки от Фа диеза до Си будут в малой , а от До до Фа в первой октаве. В этом случае количество октавных шагов равняется 41. (Пр. № 2)

 

Пр.№2 Таблица соотношения между звуком и цветом.

Нота

Частота в Гц

Количество октавных шагов

Цвет

Частота в ТГц

Длина волны в нм

  1.  

Фа диез

185,00

41

Красный

406

735

  1.  

Соль

196,00

41

Красно-оранжевый

431

693

  1.  

Соль диез

207,00

41

Оранжевый

456

654

  1.  

Ля

220,00

41

Оранжево-жёлтый

483

619

  1.  

Си бемоль

233,08

41

Жёлтый

512

585

  1.  

Си

246,96

41

Жёлто-зелёный

543

552

  1.  

До

261,63

41

Зелёный

575

521

  1.  

До диез

277,18

41

Зелёно-синий

609

492

  1.  

Ре

293,66

41

Синий

645

464

  1.  

Ре диез

311,13

41

Сине-фиолетовый

684

438

  1.  

Ми

329,63

41

Фиолетовый

724

413

  1.  

Фа

349,23

41

Фиолетово-красный

767

390

 

 

Художественные краски и основная цветовая октава.

 

Среди огромного множества цветов, используемых в живописи, есть три цвета, посредством смешения которых можно получить любой тон цветовой гаммы. Это - красный, жёлтый и синий цвет. Разумеется для смешения берутся основные цвета ( например, такие акриловые краски: Primary Red, Primary yellow и Primary blue). Эти три цвета делят хроматическую цветовую гамму на три равные части. Поэтому для получения красно - оранжевого, оранжевого и оранжево - жёлтого цвета надо смешать в определённой пропорции красный и жёлтый цвета. Смешение жёлтого и синего порождает желто - зелёный, зелёный и зелёно - синий цвет. Сочетание синего и красного цвета, в свою очередь, приводит к образованию сине - фиолетового, фиолетового и фиолетово - красного цвета. Пропорции эти следующие: красно-оранжевый тон - 2 части красного и 1 часть жёлтого цвета, оранжевый тон - 1часть красного и четыре части жёлтого цвета, оранжево-жёлтый тон - 1 часть красного и 32 части жёлтого цвета. Так как далее идёт движение от светлого тона к тёмному, то пропорции обратные: жёлто - зелёный тон - 1часть синего и 32 части жёлтого цвета, зелёный тон - 1 часть синего и 4 части жёлтого цвета, зелёно-синий тон - 2 части синего и 1 часть жёлтого цвета.

Затем движение от тёмного тона к более светлому, поэтому пропорция первоначальная: сине - фиолетовый тон - 2 части синего и 1 часть красного цвета, фиолетовый тон - 1 часть синего и 4 части красного цвета, фиолетово-красный тон - 1 часть синего и 32 части красного цвета. Таким образом, получается 12 тонов цветовой гаммы первой или основной цветовой октавы (пр.№3).


Следующая страница


© 2018