Меню сайта
Музыка - язык ВСЕЛЕННОЙ!
сайт композитора Владимира Фесенко
Воскресенье, 18.11.2018, 18:02
Приветствую Вас Гость
 
 

Светлота и дополнительные цветовые октавы.

 

Существует много определений светлоты. Вместе с тем, все эти определения связаны со способностью объекта в той или иной степени поглощать или отражать свет. Отсюда такие общепринятые выражения как светлые и тёмные краски или цвета. Наибольшая степень светлоты совпадает с белым, а наименьшая - с чёрным цветом. Всё в природе тянется ввысь, к свету: от чёрного, грязного, безобразного к сияющему, светлому, прекрасному. Поэтому светлые цвета воспринимаются как высокие, а тёмные - низкие.

 

Пр.№3.

Таким образом, высота цветового тона зависит от его светлоты по отношению к исходному, наиболее тёмному цвету. Как известно, видимый спектр получается путём разложения дневного или белого света, а совершенно чёрный цвет не содержит в себе ничего, кроме отсутствия света. Исходя из этого, для получения дополнительных цветовых октав надо брать только белила, а чёрный цвет использовать для создания теней, контрастности, различных тембров и разнообразных ахроматических сочетаний.

Если промежуток между самым низким ( или тёмным) хроматическим цветовым тоном разделить на несколько равных частей, то образуется реальная возможность для возникновения необходимого количества цветовых октав. Музыкальные произведения очень редко выходят за пределы семи октав, хотя более высокие звуки человеческое ухо способно различить ещё на протяжении примерно двух октав. Но, т. к. они плохо различимы между собой, эти звуки фактически не применяются. Для практической живописи также достаточно семи цветовых октав.

В таблице №3 восемьдесят четыре цветовых тона разделены на семь октав, каждая из которых представлена 12 хроматическими цветовыми полутонами. Зрительно все эти цветовые октавы выглядят вполне удовлетворительно и легко сопоставляются почти со всеми звуками наиболее употребительного музыкального диапазона.

Получаются цвета от первой до седьмой октавы таким способом: берётся одна часть какого - либо тона первой цветовой октавы и смешивается с двумя частями цинковых белил, одна часть нового цвета также смешивается с двумя частями цинковых белил и т. д. Получается октавное соотношение между массами каждого цвета(2/1). Например, для получения красного тона второй октавы надо одну часть красного тона первой октавы смешать с двумя частями белил. Для получения красного тона третьей октавы взять одну часть красного тона второй октавы и также смешать с двумя частями белил. Красные тоны четвёртой, пятой, шестой и седьмой октавы получаются аналогично. Таким же образом возникают остальные цвета, представленные в таблице №3.

Конечно, при желании можно получить цветовые тоны восьмой и девятой октавы, но в действительности они мало интересны. Такое утверждение объясняется тем, что если во второй октаве масса белил относится к массе исходного цветового тона как 2 к 1, то в седьмой октаве масса белил уже относится к массе исходного тона как 728 к 1. А в восьмой и девятой октавах аналогичные соотношения соответственно равны 2186 к 1 и 6560 к 1. То есть становятся исчезающе малы. И хотя при хорошем освещении их ещё можно различить, но на практике они лишены самостоятельной роли. Вместе с тем, это наблюдение показывает, что пропорция, лежащая в основании формирования цветовых октав, соответствует действительности.

Пр.№4

 

 

В примере №4 даётся фотография спектра видимого света. Здесь отмечены все 12 тонов хроматической цветовой гаммы. Если искать совпадающие цвета не только в первой октаве, но и в других октавах, то, в целом, совпадение между цветами таблицы №3 и аналогичными тонами спектра вполне удовлетворительное. Синий тон четвёртой октавы имеет очень близкое совпадение с тем, что принято называть голубым цветом. Также фиолетово - красный цвет практически полностью совпадает с соответствующей частью спектра (390 нм). Зелёный ближе к тону третьей, а зелёно -синий цвет - к тону четвёртой октавы. Некоторые недостатки объясняется тем, что художественные краски изначально намного темнее красок спектра и светят отражённым , а не первичным светом. Кроме того, они сильно различаются по тембру. К тому же, фотографируя какое - либо цветное изображение, очень трудно добиться полного совпадения с первоисточником.

В первом такте пр. №5, начиная от До, выписаны все 12 звуков ( до, до диез , ре, ре диез , ми, ми диез, фа диез, соль, соль диез, ля, ля диез , си) контроктавы. Затем те же звуки выписываются в других октавах музыкального строя: в большой, малой, первой, второй, третьей, четвёртой и частично в пятой октаве. Причём последние звуки пятой октавы (до диез, ре, ре диез, ми, ми диез) в музыкальной практике почти не используются и даны для сравнения с наиболее высокими тонами цветовой хроматической системы.

Также в этом примере отмечены звуки и соответственно октавы цветовой системы. Первая октава цветового строя начинается с Фа диеза контроктавы и простирается до Ми диеза большой октавы(Фа диез - красный, Соль - красно-оранжевый, Соль диез - оранжевый, Ля - оранжево-жёлтый, Ля диез - жёлтый, Си - жёлто-зелёный, До - зелёный, До диез - зелёно-синий, Ре - синий, Ре диез - сине-фиолетовый, Ми - фиолетовый и Ми диез (или Фа) - фиолетово-красный цвет). Вторая цветовая октава начинается от Фа диеза большой октавы и завершается на Ми диезе малой октавы. Третья цветовая октава начинается от Фа диеза малой октавы и продолжается до Ми диеза первой октавы включительно. Остальные цветовые октавы соотносятся с октавами музыкального строя аналогичным образом.

Для большего удобства лучше дать наименование каждому из 84 цветовых тонов таблицы №3. Проще всего так поступить, опираясь на музыкальные названия звуков и указывая номер октавы. Например: Фа диез1 -красный тон первой, а Соль3 - красно - оранжевый тон третьей октавы, или До5 - зелёный тон пятой, а Ми7 - фиолетовый тон седьмой октавы и т. д. Таким же образом, можно использовать названия звуков латинскими буквами. Например:A5 - Ля пятой октавы, или D2 - Ре второй октавы.

 

Время и пространство.

 

Музыка опирается на звук и время, а живопись - на цвет и пространство. Звук соответствует цвету, а время - пространству. В музыке время записывается определёнными знаками: целыми, половинными, четвертями, восьмыми, шестнадцатыми, тридцать вторыми и другими нотными длительностями(пр.№6).

 

 

 

 

 

Паузы имеют такие же названия и записываются соответствующими знаками(пр.№7).

 

 

 

 

 

Время в музыке относительно. Например, в зависимости от произведения продолжительность четверти может располагаться в диапазоне от полутора до ¼ секунды. Точно так же мера живописного пространства, приравненная четверти, может свободно варьироваться в зависимости от замысла художника. С точки зрения ритма здесь важно постоянство, но с учётом перспективы. Музыканты в этом случае говорят: «Надо играть в одном темпе». Разумеется, возможна и смена темпа, но она должна быть оправдана.

 

 

 

 

 

 

В примере №8 приведена мелодия начального восьмитакта фортепианной пьесы Л. Бетховена «К Элизе», а в пр.№9 дана запись этой мелодии в цвете. Здесь не преследовалась какая-либо художественная задача, т. к. нужно было только показать в самой простой и доступной форме, как соотносятся звук и цвет, время и пространство. В цветовом образе мелодии сделана незначительная корректировка музыкального текста: убраны паузы шестнадцатыми нотами. В действительности в этих местах берётся педаль и паузы становятся весьма условны. Вообще же, паузы на картине предпочтительнее заполнять каким-либо фоновым элементом.

 

Пр.№9

 

 

 

 

Музыкальные и цветовые интервалы.

 

Цветовая хроматическая гамма состоит из 12 полутонов или шести тонов. Здесь полная аналогия с хроматической гаммой музыкальной системы. В музыке есть консонирующие и диссонирующие интервалы. Это совершенные консонансы - чистая прима, октава, кварта и квинта. Несовершенные консонансы - большая терция, малая секста, малая терция и большая секста. Диссонансы - малая секунда и большая септима, большая секунда и малая септима, увеличенная кварта и уменьшённая квинта(тритоны).

 

 

 

 

 

 

 

В пр№10 от звука До первой октавы выписаны все эти интервалы, с указанием тоновой величины для каждого интервала, а само название интервала указывает на количество ступеней, которые охватывает интервал. Например, прима (повторение звука) - одна ступень. Секунда( до - ре) - две ступени. Терция (до - ми) - три ступени(до - ре - ми). Октава ( До первой октавы и До второй октавы ) - восемь ступеней (до - ре - ми -фа -соль - ля -си и до второй октавы) и т. д. В музыке различают интервалы мелодические и гармонические. Звуки, взятые последовательно, образуют мелодический, а взятые одновременно - гармонический интервал. В пр.№8 все интервалы мелодические. То же самое наблюдается в пр.№9, только здесь мелодические интервалы даны в цвете. Исходя из этого, можно сформулировать понятие мелодического цветового интервала: это - последовательность двух тонов цветовой гаммы. Использование гармонических цветовых интервалов сложнее, т. к. тоны такого интервала должны быть даны в пределах одного пространства. При смешении тонов интервала получается или один из тонов цветовой гаммы, либо совсем другие цветовые сочетания. Вообще эта область нуждается в более тщательной разработке, поэтому лучше использовать самый простой способ -лессировку. Такое соединение тонов гармонического цветового интервала выглядит весьма эффектно и красочно.

 

Вместе с тем, введение понятия цветового интервала даёт ещё одно важное преимущество, так как, опираясь на знание консонантных и диссонантных интервалов, легко установить степень сочетаемости различных цветов. Например, сочетание красного и зелёно - синего цвета весьма консонантно (интервал чистой квинты - Фа диез - До диез), а красного и зелёного цвета - диссонантно ( уменьшённая квинта - Фа диез -До) и, наоборот, сочетание красного и жёлто - зелёного цвета также консонантно (чистая кварта - Фа диез - Си). Сочетание жёлтого и синего цвета (большая терция - Си бемоль - Ре) консонантно, а сочетание жёлтого и фиолетового цвета (уменьшённая квинта - Си бемоль - Ми) - диссонантно. Диссонантны сочетания красного и оранжевого цвета (большая секунда - Фа диез - Соль диез), и весьма консонантно сочетание оранжевого и сине- фиолетового цвета (чистая квинта - Соль диез - Ре диез).

 

Музыкальные и цветовые аккорды.

 

Сочетания из трёх, четырёх и более звуков, расположенных или могущих быть расположенными по терциям, называются аккордами. Аккорды, состоящие из трёх звуков, называют трезвучиями, из четырёх - септаккордами, из пяти - нонаккордами. Вместе с тем, встречаются аккорды нетерцовой структуры и сочетания, где используется все или большинство звуков хроматической гаммы ( кластеры). Такие аккорды входят в партитуру произведения , обычно имеющую мрачный, дикий и очень напряжённый характер. Эта музыка основана на диссонансах и полностью или почти полностью отвергает консонанс Как и интервалы, аккорды встречаются мелодические и гармонические. В пр.№11 выписаны трезвучия, септаккорды , нонаккорд и кластер.

 

 

 

 

 

 

Звуки мажорного трезвучия ( до - ми - соль) соответствуют зелёному, фиолетовому и красно - оранжевому цвету. Звуки минорного трезвучия (до - ми бемоль - соль) немного иные: это - зелёный, сине - фиолетовый и красно - оранжевый цвет. Звуки малого минорного септаккорда (ре - фа - ля - до) соответствуют синему, красно - фиолетовому, оранжево - жёлтому и зелёному цвету, а малого мажорного септаккорда (ре - фа диез - ля - до)- синему, красному, оранжево - жёлтому и зелёному цвету. Большой нонаккорд (до - ми - соль - си бемоль - ре) состоит из зелёного, фиолетового, красно - оранжевого, жёлтого и синего цвета, а кластер (до - ми - фа диез -соль - соль диез - ля диез - до диез - ре диез) из зелёного, фиолетового, красного, красно - оранжевого, оранжевого, жёлтого, зелёно - синего и сине - фиолетового цвета.

 

Как и цветовые интервалы, так и цветовые аккорды проще всего использовать либо в мелодическом виде, либо помещать их в одном пространстве, употребляя лессировки.

Предыдущая страница        Следующая страница

 

 


© 2018